МБДОУ
«Большереченский детский сад»
корпус
№1
«Дикие животные
наших лесов»
Вид
проекта:
познавательно — творческий
дети старшей группы, родители, воспитатели.
Краткосрочный
(11.01.2021г-15.01.2021г.)
Автор разработки:
Агейченко
Н.Г.
2021г.
Содержание:Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – основы экологического развития дошкольников.
Актуальность создания проекта. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. После проведения беседы с детьми были сделаны следующие выводы: дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. О том, как люди, специальных профессий, помогают животным пережить суровую сибирскую зиму. Возникают трудности при классификации травоядных животных и хищников. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях.
Цель проекта: Формирование устойчивого познавательного интереса к диким животным, как к живым существам. Создавать условия для расширения представлений детей о диких животных. Привлечь родителей к сотрудничеству.
Задачи проекта: Обогатить представления детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, строении туловища, повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой, приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям. Конкретизировать и углубить представления детей о зимовке диких животных, о их детёнышах. Развивать связную речь детей; эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности. Воспитывать у детей основы экологического сознания: бережное, заботливое отношение к животным и окружающей природе.
Роль родителей в реализации проекта: Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка, использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду, совместное создание коллажа «Зимовье зверей».
Ожидаемый результат: У дошкольников будут сформированы знания о диких животных наших лесов; умения узнавать зверей по описанию; составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; расширятся знания о среде обитания, о приносимой пользе диких животных; об участии людей в жизни диких животных, соблюдении правил в природе. Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда. Повысится активность родителей в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей
1. Социально – коммуникативное развитие.
2.
Познавательное развитие.
3. Речевое
развитие.
4.
Художественно - эстетическое развитие.
5. Физическое
развитие.
Формы и методы работы с детьми:
1.
Беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, совместные действия;
2.
Игры с правилами, дидактические игры;
3.
Чтение худ. литературы, исполнение песен, рисование, лепка, аппликация;
4.
Подвижные игры, физ. минутки
Аннотация проекта
Сбор информации. Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных. Папка- передвижка для родителей «Дикие животные», «Кто как готовится к зиме». Привлечь родителей к подборке материала для создания коллажа. Изготовленные детьми совместно с родителями элементов коллажа. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе. Дидактические игры. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Коллаж «Зимовье зверей», макет «Тайны зимнего
леса».
Этапы проекта
1.Организационный
этап.
В ходе наблюдения и диагностики был разработан план мероприятия по теме проекта «Дикие животные наших лесов»
Составлен план проекта по трём вопросам: Что знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?
Коммуникативная деятельность:
2. Внедренческий:
Беседа: «Что мы знаем о жизни диких зверей в зимнем лесу», «Жилище диких животных (берлога, лисья нора)», «Как животные готовятся к зиме», «Что такое заповедник». Ситуативный разговор: «Как люди помогают лесным жителям?», «Детёныши диких животных». Речевая ситуация. «Почему животных называют дикими», «Почему зайцы в лесу не едят морковку?» «Почему люди зимой мёрзнут, а дикие звери нет?», «Кто спит зимой?»
Познавательная деятельность:
Рассматривание альбома: «Дикие животные наших лесов», видео - «Большереченский зоопарк».
НОД (Речевое развитие) Тема: «Животные зимнего леса» Цель: Закрепление умений детей составлять описательный рассказ о диких животных с опорой на мемо таблицу.
НОД (Познавательное) Тема: «Дикие животные Омского Прииртышья» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Дидактические игры: «Чей хвост?», «Найди животное по силуэту», «Кто где зимует», «Кто чем питается», «Мама и детёнышь». Словесные игры: «Скажи ласково», «Опиши, мы угадаем», «Угадай по описанию». Стихи и загадки о лесных жителях.
Художественное творчество. Рисование на тему: «Рыжая лисичка». Совместная творческая деятельность родителей и детей –рисование и вырезание заготовок для коллажа. Аппликация «Зимовье зверей». Лепка фигурок животных для макета «Тайны зимнего леса». Музыкально-дидактическая игра «У оленя дом большой», «По тропинке по дорожке…», пение «Раз морозною зимой»
Двигательная деятельность Физминутки: «Белки», «Три медведя» Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Медведь» Жестовая игра «Есть в лесу из брёвен дом…»
3. Результативный.
Вывод. Таким образом, в результате проведенной работы, дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизни животных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных, мемо таблицами: «Расскажи о животном». По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса и развитию творческих способностей. Творческая выставка: коллаж «зимовье зверей», макет «Тайны зимнего леса» размещены в приёмной.
Ресурсы: Телевизор, магнитофон. Книги, тематические альбомы, экологический лепбук, предметные картинки диких животных; сюжетные картины; мемо таблицы для составления описательного рассказа; дидактические игры; настольно-печатные игры; заготовки с силуэтами животных, птиц, деревьев для аппликации, макет; пластилин, стеки, краски, карандаши, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Литература:
Н.
Сладков «Как медведя переворачивали»
В.
Бианки «Рассказы и сказки о животных»
Т.
А. Шорыгина «Какие звери в лесу»;
Энциклопедия
«Хищники»; «Животные Сибири»
Презентация.
https://cloud.mail.ru/public/g6d8/WbQ5bphSf
Приложение.
Беседа. Берлога. Наша беседа посвящена жилищу одного очень грозного животного. Отгадайте загадку.
Кто
пчелиный любит мед,
Лапу
кто зимой сосет? (Медведь.)
Да,
мы с вами поговорим о медведе, узнаем, где он живет и как строит свой дом.
Хорошо живется медведю щедрой летней порой. В сосняке мишка собирает грибы, на
болотных кочках чернику, бруснику, голубику, а в душистом малиннике лакомится
спелой малиной. Ловит он и неопытных молодых птенчиков, лягушат, ну а если
найдет муравейник, то разворошит его, раскопает, всунет туда свой длинный язык,
который тотчас облепят муравьи. А мишка — хоп-хоп и проглотит всех разом! В
конце лета и начале осени у медведя главное дело — есть, жирок нагуливать.
♦ Почему медведю
необходимо хорошо питаться осенью? Как
вы догадались? Ест
он для того, чтобы жир под шубой нарастить перед долгой морозной зимой.
♦ Чем еще любит угоститься косолапый? Конечно, сладким и душистым пчелиным медком. Найдет в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит туда мохнатую лапищу, вытащит соты и съест. А как же пчелы реагируют на то, что мишка отбирает у них мед? Пчелы такие кусачие! Но их укусы Михаилу Потапычу нипочем — толстая шуба его защищает. Чаще всего мишка устраивает берлогу на склоне холма, берегу реки или ручья. В берлоге проведет он всю долгую зиму, с буранами, метелями, снегопадами. Поэтому и подготовить берлогу косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых елочек. Еще мишка старательно утепляет свою берлогу хвоей, мхом, сухими листочками. Удобное и теплое получится у него для спячки местечко! Поздней осенью, когда земля промерзнет, а на ветру зазвенят голые ветки берез, полетят с небес ледяные звездочки-снежинки, мишка уляжется в свою теплую мягкую постель. Снежное одеяло прикроет берлогу сверху. В жилище станет тихо, тепло, и медведь сладко заснет до звонких весенних ручейков и теплого солнышка. Любит он во сне лапу посасывать. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосет, а всю зиму живет». Метели мишку убаюкивают, навевают ему сладкие сны. Чем сильнее трещат морозы, тем глубже спит косолапый. У медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата — маленькие, теплые, пушистые комочки. Чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, на спину ей залезают. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой и мохнатой мамой-медведицей.
♦
Как медведи готовятся к зиме, где и как
устраивают себе берлоги? Медведи запасов не делают, не складывают в дуплах
ни грибов, ни орехов, ни шишек. Они нагуливают жир летом и осенью. Едят ягоды,
мед, ловят рыбу, а еще лакомятся желудями, орехами, объедают на полях овес,
поедают грибы и многое другое, чем щедро угощают косолапых леса. К осени под
мохнатой шубой у них нарастает толстый слой жира — на всю зиму хватит. Берлогу
они выбирают на берегах рек, ручьев. Побегут весной со склона в реку весенние
ручейки и оповестят Михаила Потапыча: «Весна пришла, пора просыпаться и
выходить из берлоги!» Когда завалится медведь в берлогу и его занесет снегом,
тогда станет он похож на огромный сугроб. Ни за что никто не догадается, что
здесь мишка зимует. Послушайте стихотворение.
В берлоге забыл медведь тревоги: Как сладко
тянет в сон!
Улегся
он в берлоге, где старый бурелом.
Метель
ему сказала: — Спи до весны, дружок.
Пушистым покрывалом укрыл его снежок.
Искристые
снежинки послали мишке сон.
Приснится:
по тропинке гуляет летом он.
Послушайте сказку.
Медведь, белочка и зайка как-то осенней порой встретились медведь, белочка и зайка. Давненько они не встречались, вот и разговорились. Белочка-непоседа, прыгая с ветки на ветку, сказала: — Вот скажите, друзья, как вы к зиме готовитесь? А я вам расскажу о своих осенних хлопотах. — Как готовимся? — переспросил басом медведь. — Да ничего особенного не делаем! Мы, медведи, зимы холодной и голодной вообще не боимся. Мы ее и не видим! — Как так? — удивился зайка. —А вот так, — продолжил косолапый. — Мы, медведи, перед зимой стараемся наесться посытней, жирку поднабрать. А когда совсем похолодает, заваливаемся на боковую до самой весны. Находим глубокую яму и сооружаем в ней берлогу, утепляем ее ветками, листьями. А как белые мухи в воздухе запорхают, значит, спать пора. Заваливаемся в берлогу, снег заносит нас с головой, мы и спим всю зиму. —Да! Хорошо вам! — позавидовал зайка. — А вот мы, зайцы, зимой не спим, по снегу скачем. Правда, шубку свою меняем с серой на белоснежно-белую. В такой шубке нас ни волк, ни лиса, ни охотник не заметят. Мы под большим заснеженным кустом подремываем, а одним глазком поглядываем, нет ли поблизости опасности какой. —А что же вы зимой-то едите? — поинтересовалась белочка. — Ведь ни трав, ни листочков нигде нет. —Ну нет и не надо! — храбро ответил зайка. — Зато коры осиновой в лесу сколько угодно. Вот ее и объедаем. Вкусная она очень. —Ну а ты, резвушка, как к зиме готовишься? — спросил косолапый белочку. —Я, во-первых, шубку меняю с рыженькой на серую, серебристую. Она пышная, теплая, в ней меня не приметишь. Во- вторых, в своих дуплах-кладовках запасы собираю: орехи, шишки, сушеные грибочки. Когда морозы затрещат, я в дупле спрячусь, там тепло, уютно и вкусностей разных, что припасены были, полно. Зато осенью потрудиться приходится! В это время с неба полетели ледяные звездочки и стрелки — снежинки.
— «Ну, мне пора в берлогу», — сказал медведь.
—
До свидания, до весенних ручейков и теплого солнышка. И пошел косолапый в свое
жилище спать-почивать. — А мне надо за дела приниматься, — деловито сказала
белочка, продолжая обрывать орешки с куста орешника. —А я, пожалуй, пойду
последнюю травку пощиплю. Кое-где она еще есть! — сказал зайчик и побежал на
полянку, где под опавшими листьями еще зеленели редкие травинки.
♦ О чем
разговорились звери?
♦ Расскажите, как
готовится к зиме медведь.
♦ Чему в рассказе
медведя удивился зайка?
Беседа. Лисья нора
Мы уже знаем, где живет медведь. Хотите узнать еще об одном жилище лесного животного?
Тогда отгадайте загадку.
Всех зверей она хитрей.
Шубка
рыжая на ней. (Лиса.)
Жилище
лисы называется норой. Лисицы устраивают свои норы на склоне ручьев, рек или
под корнями больших деревьев. Лисья нора глубокая и достаточно широкая, ведь в
этой норе у рыжей пушистохвостой красавицы весной появятся лисята. Им должно
быть удобно и тепло. Зимой нору заметают снега. Остается только узкий вход, а
дальше она расширяется и становится просторной. Нору окружают высокие сугробы,
и построена она на склоне холма. Днем лисица прячется в своем жилище в глухом,
дремучем лесу, а ночью отправляется на охоту.
♦ На кого лиса
охотится ночью?
Иногда хитрая лисичка занимает барсучью нору — ведь известно, что барсуки
прекрасные строители и необыкновенные чистюли. Барсук убирает не только свою
нору, но и поляну перед ней. Поэтому хитрая лиса оставляет возле барсучьей норы
свой помет. Барсук старательно зарывает его в снег, но, в конце концов, ему
надоедает это занятие, он уходит из насиженной норы и строит себе новую, а лисе
только того и надо. Она тотчас поселяется в барсучьем доме.
Послушайте
стихотворение. Лисья нора
На
рассвете, поутру стала лиска рыть нору:
Удобную,
глубокую, просторную, широкую.
Днем
в ней можно отоспаться;
На
глаза не попадаться ни охотнику с ружьишком,
Ни
собакам, ни детишкам. А едва наступит ночь,
Погулять
лиса не прочь и послушать, как шуршат
В
норках выводки мышат.
—
Ночью бегать не боюсь, Вкусной мышкой угощусь.
Если
мышь не попадется, лечь голодной спать придется!
Лисы — очень заботливые родители. Папа-лис
охраняет нору и ходит на охоту, добывая пропитание для своего большого
семейства. Мама-лиса ни на минуту не оставляет детенышей. Подросшие лисята
выползают из норы и устраивают около нее веселые игры. Они такие милые,
забавные, любят бороться, покусывая друг друга то за ушко, то за бочок. А при
малейшей опасности прячутся в своем жилище. Послушайте стихотворение. У лисы в
норе лисята — Симпатичные ребята. Кормит деток молоком, согревает их хвостом.
Послушайте
сказку. «Лисята»
В
одной норе на склоне ручья жила-была лиса с лисятами. Их было четверо. Трое
росли сильными и смелыми, а четвертый — тихим и слабеньким. Лисята часто
боролись друг с другом, покусывали то за хвост, то за ухо. Особенно в этих
играх доставалось младшему — слабенькому братишке Фоксу. Однажды мама-лисица
ушла на охоту, и лисята остались в норе одни. Сначала они мирно играли, а потом
решили поиграть в салочки. Сначала водил Фокс. Он изо всех сил гонялся за
своими братьями и наконец смог догнать одного из них. Но почему-то и во второй,
и в третий раз водил Фокс. Он очень расстроился, но тут неожиданно для себя
решил заявить об этом братьям. Это нечестно, — обиженно сказал лисенок. — Ведь
все должны водить по очереди! Но в ответ лисята только громко рассмеялись,
причем так громко, что потревожили дядюшку-крота, чья нора находилась
неподалеку. Крот понял, что лисята остались одни, и тут же отправился к ним
выяснить, в чем дело и увидел, что трое сильных братьев обижают слабого.
Дядюшка крот незамедлительно вступился за него: И не стыдно вам, лисята? Все
сильные братья оберегают своих младших, еще не окрепших братьев и сестер,
помогают им. Испокон веков так в лисьих семьях было! Уж я-то знаю, о чем говорю
— многое повидал! А вы что же делаете? Приутихли лисята, успокоились. Не
приходилось им видеть такого странного зверя. Да и никто раньше не учил их, как
нужно обращаться с младшими. Урок дядюшки крота пошел на пользу. Когда
вернулась мама лиса, она увидела чудесную картину: все четверо лисят дружно
играли на полянке перед норой, по очереди ловя друг друга за хвостики.
♦ Что за семейство
жило в норе?
♦ Сколько у лисы
было лисят? Расскажите о них.
♦ Почему лисята
обижали младшего лисенка?
♦ Кто помог
малышу?
♦
Приходилось ли вам защищать или оберегать младших? Расскажите об этом. Ответьте
на вопросы: -Как называется жилище лисы? Как оно выглядит? Где лиса строит свою
нору? Чью нору иногда занимает лиса? Как ей это удается? Где лиса проводит день и ночь? Кто появляется в норе лисы весной? Как ведут
себя маленькие лисята?
НОД (Речевое развитие)
Тема:
«Животные зимнего леса»
Цель: Формирование
умений детей составлять описательный рассказ.
Задачи: Образовательные: Формировать умения детей составлять рассказ о диких животных с опорой на мемо таблицу. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Закреплять навыки экологически безопасного поведения.
Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчья, лисья, медвежья. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества,
совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы:
практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы:
Погружение в игровую ситуацию. Подгрупповая, коллективная работа, беседа,
загадывание загадок, изо деятельности.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Жилища животных», «Кто чем питается» Игровые ситуации по правилам обращения с животным.
Изготовление элементов коллажа.Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Бианки «Готовимся к зиме».
Интеграция образовательных областей.
«Речевое», «Познавательное», «Художественно - эстетическое».
Ход занятия:
Мотивация. Слышится звук ветра, метель. Дети подходят. Ребята как вы думаете, что мы слышим? Ветер. Воет ветер. А в какое время года так воет ветер в лесу. Зимой. А вы хотите оказаться в лесу? Да для этого нужно произнести слова. Раз два три повернись и в зимнем лесу окажись. Вот мы и оказались в зимнем лесу. Что это? Чьи-то следы? Смотрите сколько следов кто-то здесь оставил, значит в лесу есть жители. Как их можно назвать, одним словом. Животные, где они живут в лесу. А если они живут в лесу, то это-дикие животные.
На
ковре выкладываются следы зайца, волка, лося, вороны (воспитатель предлагает
детям «пройти по лабиринту следов» и дойти до квадрата, назвать животное и
открыть квадрат?
(садятся за столы)
Загадки.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком.
(волк)
На доску прикрепляется
картинки –волк и мемотаблица.
Разбираем символы, что обозначает изображение в каждом квадратике.
Рассказ воспитателя. Рассказ детей поочередно.
Загадка
И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд.
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съест - и сыт
(заяц)
Поднимите
руки у кого на столе картинка с зайцем.
Загадка
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это…
Поднимите
руки у кого на столе картинка с изображением лося.
Загадка
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Кто это?
Поднимите
руки у кого на столе картинка с изображением белки
Загадка
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята.
Кто, построив теплый дом.
Спит всю зиму в доме том?
Поднимите
руки у кого на столе картинка с изображением медведя.
Загадка
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
Физ. минутка.
Белки
Белки
прыгают по веткам.
Прыг да
скок, прыг да скок!
Забираются
нередко
Высоко,
высоко! (Прыжки на месте.)
Самостоятельная деятельность. Поднимите руки у кого на столе картинка с изображением дикого кабана. Дети составляют описательный рассказ по мемо таблицам, которые лежат у них на столе, договариваются кто начинает, кто продолжает, кто заканчивает. Выходят к доске и рассказывают с опорой на мемо таблицу. Вы сегодня много рассказали о зимовье зверей. Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных. Кормить птиц. Мы сейчас с вами это и сделаем на прогулке.
НОД (Познавательное)
Тема: «Дикие
животные Омского Прииртышья»
Цель: Обобщить и
систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.
Задачи: Сформировать представления детей о многообразии животного мира Сибирских лесов. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Развивать умение подбирать сущ. к прил. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, силуэты «Дикие
животные", карточки с загадками, картина «Зимней лес», клей, мяч
Ход занятия. Мотивация. Письмо от лесовичка. Он прислал детям картину, на которой изображён зимний пейзаж. Он не поймёт, чего же на ней не хватает? Просит закончить картину? Поможем Лесовичку? Чего не хватает на картине? Как мы ему можем помочь? Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь?Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.Игра «Угадай кто это?» игра с мячом.
-маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, длинноухий, косой, быстрый, шустрый, короткохвостый. --- кто это? ЗАЯЦ.
-рыжая,
хитрая, пушистая, красивая, осторожная, ловкая. -- ЛИСА
-бурый,
косолапый, неуклюжий, большой, огромный, всеядный, опасный. МЕДВЕДЬ
маленькая,
рыжая, серо-голубая, пушистая, красивая, ловкая, быстрая, проворная,
стремительная, запасливая, хозяйственная. БЕЛКА.
-
крупный серый, злой, зубастый, опасный, сильный, быстрый, хищный, страшный.
ВОЛК
Садятся
за столы.
Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери в наших лесах
Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Кто это? Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).
Где белка живёт?
(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)
Чем питается?
(С осени делает запасы: орешки, грибы)
Как спасаются от врагов?
(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)
Как готовится к зиме?
(Линяет, Меняет шерсть, цвет)
-А это кто такой?
Зимой белый
Летом серый. (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он
готовится к зиме?
(Линяет, меняет цвет шерсти).
Чем питается?
(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?
(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)
Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается
веточками и корой деревьев?
(выставляется картинка лося)
Правильно, ребята — это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы
зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.
А есть у лося враг и как он от него спасается?
(Волк. Убегает или защищается рогами, или копытами)
А это, что за зверь?
Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?
Правильно волк. (выставляется картинка волка)
Как волк добывает себе пищу?
(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или
больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".
Где живёт волк?
(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства
роет нору)
А это кто?
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур крадёт.
(выставляет картинку) Правильно это лиса.
Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?
(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно
валенки)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
выставляется картинка)
Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?
(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).
Чем питается зимой?
(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного
жира)
Три медведя
Три
медведя шли домой
Дети
шагают на месте вперевалочку
Папа
был большой-большой.
Поднять
руки над головой, потянуть вверх.
Мама
с ним поменьше ростом,
Руки
на уровне груди.
А
сынок — малютка просто.
Присесть.
Очень
маленький он был,
Присев,
качаться по-медвежьи.
С
погремушками ходил.
Встать,
руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь,
дзинь-дзинь.
Дети
имитируют игру с погремушками.
-Ребята, а животные все одинаковые? нет они разные.
Работа у доски. Игра «Скажи какой? Какая?» Заяц- маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, длинноухий, косой, быстрый, шустрый, короткохвостый. Лиса- рыжая, хитрая, пушистая, красивая, осторожная, ловкая. Медведь- бурый, косолапый, неуклюжий, большой, огромный, всеядный, опасный. Белка- маленькая, рыжая, серо-голубая, пушистая, красивая, ловкая, быстрая, проворная, стремительная, запасливая, хозяйственная. Волк- крупный серый, злой, зубастый, опасный, сильный, быстрый, хищный, страшный.
После каждого
рассказа, дети наклеивают изображение животного на картину с изображением зимнего пейзажа.
Как бы вы назвали картину?
Что вы нового узнали? Какие животные обитают в наших лесах?
Дидактические игры.
«Найди животное по силуэту»
Цель: развивать умение соотносить цветное изображение к силуэтному, развивать зрительное внимание, наблюдательность, мелкую моторику, речь. Совершенствовать умения накладывать силуэт на контур. Формировать пространственные представления (внизу, вверху, справа, слева). Игра изготовлена из плотного картона с изображением контура диких животных, плоскостные фигурки животных.
«Дикие животные»
Первый вариант игры «Найди, кто, где живет» Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное; развивать мышление, память, речь; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
«Мама и детёныш»
Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных. Учить образовывать множественное число, уменьшительно - ласкательную форму существительных.
«Кто, что ест?»
Цель: Закрепление знаний детей, о том, чем питаются домашние и дикие животные. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к животным. Развивать внимание, мышление.
Физ. минутки.
Три медведя
Три
медведя шли домой
Дети
шагают на месте вперевалочку
Папа
был большой-большой.
Поднять
руки над головой, потянуть вверх.
Мама
с ним поменьше ростом,
Руки
на уровне груди.
А
сынок — малютка просто.
Присесть.
Очень
маленький он был,
Присев,
качаться по-медвежьи.
С
погремушками ходил.
Встать,
руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь,
дзинь-дзинь.
Дети
имитируют игру с погремушками.
Белки
Белки
прыгают по веткам.
Прыг да
скок, прыг да скок!
Забираются
нередко
Высоко,
высоко! (Прыжки на месте.)
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность.
Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии
одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель
предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я
иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих,
который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть
глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя
чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая
лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит
на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие
разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет: «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
«Медведь».
Ход игры: дети стоят по кругу. Выбирается
медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.
Как под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
А под снегом спит медведь
-Тише, тише, не шуметь!
На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и
4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку
произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по
голосу, кто сказал.
Подвижная игра «Волк во ров».
Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на
расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий -
волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы
зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова
воспитателя «Козы, в поле, волк, во ров!» дети бегут из дома в поле и
перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во ров, стараясь осадить
прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!»
Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек
выбирается или назначается другой водящий.
Жестовая игра. «Есть в лесу из бревен дом»
Задачи: Формировать у детей творческую,
двигательную активность, воображение, осмысленную моторику. Развивать связную,
выразительную речь
Есть в лесу из брёвен дом, («крыша «руками над головой )
Есть в окошко в доме том.(большие и указательные руки соединены в виде «окошка»)
Посмотрите в то окно – (заглянули в «окошко»)
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком (стучим по ладошке кулачком)
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
Р-Р-Р сказал и запер дверь.(ладошка
с поднятым вверх большим пальце, мизинец как бы говорит «гав»)
Мы погромче кулачком
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
М-е-е-е сказал и запер дверь.(показываем козу)
Громко-громко кулачком
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
М-у-у-у-у сказал и запер дверь.(показываем корову)
Киска из окна глядит, (прикладываем
растопыренные пальцы к лицу - это усы)
Мяу - мяу, говорит,
Хватит в домик наш стучать,(грозим пальцем)
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
(руки под щеку)
Картинки "Дикие животные", "Мемо таблицы"
https://cloud.mail.ru/public/xLGf/3EH82zL4p
Комментариев нет:
Отправить комментарий